Для удобства пассажиров в Москве оптимизируется маршрутная сеть наземного транспорта

К середине июня частные перевозчики будут переведены на новую модель управления Преимущества этой модели москвичи смогут оценить уже в ближайшее время. На маршрутах появится современный и безопасный транспорт, будут учитываться все льготы пассажиров, оплачивать проезд можно будет проездными билетами: «Тройка», «Единый», «ТАТ» и «90 минут». На сегодняшний день сфера частных перевозок работает не в интересах пассажиров: коммерческие перевозчики нацелены лишь на получение прибыли, но при этом не несут ответственности за качество обслуживания. В маршрутках не предусмотрены льготы, водители зачастую нарушают правила дорожного движения (ПДД), подвергая опасности жизни пассажиров. Каждый год в московских маршрутках более 200 человек получают ранения и попадают в больницы. Ежедневно на магистрали Москвы выезжают более 4,5 тысяч маршруток. Это серьезная нагрузка на дороги города. Маршрутки устраивают стихийные парковки возле остановок, мешают проезду другого транспорта и личных автомобилей. К тому же большая часть подвижного состава коммерческих перевозчиков не соответствует требованиям безопасности и экологическим нормам. 40% маршруток не оборудованы кондиционером, подавляющее большинство не адаптировано для перевозки маломобильных граждан. Вот почему для устранения всех этих проблем в Москве внедряется новая модель управления наземным транспортом: все перевозчики будут работать по единым стандартам обеспечения безопасности движения, тарифной политики и качеству обслуживания. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2014 года № 643-ПП «Об организации транспортного обслуживания населения в городе Москве» для повышения качества обслуживания пассажиров столица перешла на новую модель взаимодействия с частными перевозчиками. Речь идет о государственных контрактах: коммерческие перевозчики интегрируются в единую систему наземного городского пассажирского транспорта, берут на себя обслуживание городских маршрутов, а город оплачивает их работу при условии соблюдения всех требований по госконтракту. Маршруты распределялись на конкурсной основе. По условиям контракта, перевозчики несут материальную ответственность за соблюдение графика перевозок и ПДД, требований к подвижному составу. Контракты заключаются на пять лет. Частные перевозчики будут получать ежемесячную оплату осуществленных рейсов и вознаграждение за перевезенных пассажиров. Взамен перевозчики передают в бюджет столицы все доходы, полученные от продажи билетов. Таким образом, покупая билет, пассажир отдает деньги в городскую казну и приобретает транспортную услугу, качество и безопасность которой гарантируются городом. Окончательно новая модель будет внедрена к середине июня этого года. Она устранит дублирование маршрутов и оптимизирует маршрутную сеть. На каждом маршруте останется по одному перевозчику, он будет обязан обслуживать всех пассажиров по определенным критериям. Некоторые москвичи опасаются, что маршрутов станет меньше. Это не так. Речь идет лишь о сокращении избыточного количества маршруток, которые заменят на автобусы разной вместимости: малой (от 19 человек); средней (от 40) и большой (от 85). По узким улицам будут ходить автобусы малой вместимости, на загруженных маршрутах с высоким пассажиропотоком – большой. Все автобусы должны быть оснащены кондиционерами, а автобусы средней и большой вместимости – приспособлены для посадки и высадки маломобильных категорий граждан и пассажиров с детьми. Таким образом, транспорт частных перевозчиков станет удобным, безопасным и доступным. Интервалы движения автобусов по маршрутам в новой модели рассчитаны с учетом пассажиропотока и загрузки дорожной сети. Если пассажиру придется долго ждать на остановке, он может сообщить, на каком маршруте возникли проблемы. Тогда будет инициирована проверка работы перевозчика, по ее результатам примут соответствующие меры. Если выявится нехватка транспорта, перевозчику придется закупить больше автобусов, сократить интервалы их движения по маршруту и т.д. Отличить машины, работающие по новым правилам, просто: они будут синего цвета. В салоне – карточка с названием компании, контактами и номером лицензии. Кроме того, в транспорте, работающем по государственному контракту, принимают к оплате проездные билеты, действуют все предусмотренные в общественном транспорте льготы. Всех частных перевозчиков подключат к общегородской тарифной системе – это обязательное условие государственного контракта. Цены билетов станет регулировать город. И для частного, и для муниципального транспорта будут действовать единые тарифы. Пассажиры по своему выбору смогут заранее приобретать билеты или покупать их у водителя за 50 рублей. Также будут действовать все социальные карты и льготы. По прогнозам специалистов, после внедрения новой модели проезд у коммерческих перевозчиков подешевеет примерно на 30-40%. Сейчас пассажиры переплачивают частным перевозчикам – стоимость поездки в среднем составляет 35 рублей. Поездка на городском транспорте обходится дешевле: разовая поездка по «Тройке» стоит 26 рублей, а по билету «ТАТ» на 60 поездок – 14 рублей. Таким образом, пассажиры, часто пользующиеся общественным транспортом, смогут экономить в среднем 8–11 тысяч рублей в год. Возможно, некоторым пассажирам придется привыкнуть к новой системе организации перевозок. Выстроить маршрут и понять, как добраться «из пункта А в пункт Б» можно, обратившись к сервису transport.mos.ru, где актуализирована вся информация по маршрутам. Дополнительные сведения о новой модели управления коммерческими перевозками вы найдете здесь. Пётр Иванов