Брака и повреждений нет, но купленный либо подаренный товар вы по каким-либо причинам все-таки хотите вернуть обратно в магазин?
О том, возможно ли это сделать, и условиях, которые необходимо соблюдать, рассказал менеджер по культурно-массовому досугу 1-ой категории КЦ «Рублево», преподаватель курсов по финансовой грамотности и экономической безопасности проекта «Московское долголетие» Станислав Скаткин.
Без чека не получится
Чек – основное доказательство того, что товар был приобретен в определенном магазине. В нем проставлена дата, по которой можно определить, истек или нет срок возврата. Если подарок был без чека или вы его выбросили, сдать покупку в магазин не удастся.
Разница между онлайн и офлайн покупкой
«При покупке в интернет-магазине, если вы не видели товар, не брали его в руки, то менять или возвращать его нужно не как в обычном офлайн магазине, - подчеркивает Станислав. – При условии, что товар еще не попал к вам в руки, не важно, оплатили ли вы его неделю или месяц назад, вы можете отказаться от него в любой момент. Даже когда на пороге у вас стоит курьер».
Обратите внимание, что правила дистанционных покупок действуют только для ИП (индивидуальный предприниматель) и юридических лиц. На физических лиц они не распространяются. То есть если вы сделали заказ, к примеру, на «Авито», «Юле» у частного лица, то обменять товар или вернуть за него деньги вряд ли получится.
В свою очередь, в интернет-магазин нельзя вернуть товар, изготовленный на заказ. Допустим, если вы приобрели кухню, выполненную по индивидуальному проекту.
Интернет-магазин обязан ознакомить вас с условиями возврата. Если в документах, на сайте нет такой информации, и курьер вам ее также не сообщил, в таком случае срок возврата автоматически расширяется до трех месяцев.
Обмен, возврат
В обычном магазине, если вы решили вернуть деньги за покупку, в большинстве своем, просто так это сделать не получится, поскольку по законодательству сначала нужно попробовать обменять товар. Кроме того, нужно точно аргументировать, что именно вас не устроило.
«Есть определенный список. Товар может не подойти по форме, габаритам, фасону, размеру и даже расцветке или комплектации. Сперва продавец предложит поменять его на аналогичный (больший или меньший по размеру, другой расцветки и т.д.). Но если у него нет замены, он обязан возместить покупателю всю стоимость», - поясняет эксперт.
С дистанционными покупками проще, поскольку можно сразу вернуть деньги без попытки обмена покупки на аналогичную.
«Важно не пользоваться товаром, не пачкать, не ломать его. Не срезать фабричные ярлыки, наклейки, лейблы, пломбы. Не выбрасывать чек, коробку, не отрывать штрих-код. Иначе вы не сможете доказать, что купили товар в определенное время и именно в этом магазине», - предупреждает Станислав Скаткин.
Также нужно учитывать, что сроки возврата товара при дистанционной покупке составят 7 дней, а не 14, как в обычном офлайн магазине.
Если покупку еще не привезли, можно сказать интернет-продавцу, что вы передумали. Соответственно, он обязан без каких-либо вопросов вернуть всю сумму. В случае, когда заказ уже получен, придется возвращать его самостоятельно: оплачивать курьера либо по почте. Все расходы за возврат товара от себя продавцу оплачивает покупатель.
Вскрываем упаковку правильно
Если вы не уверены в том, что оставите себе покупку, стоит снять процесс распаковки на видео. Снимаете на смартфон или камеру сначала крупный план товара, артикул, наименование. После этого вскрывайте упаковку. Важное условие: съемка должна вестись непрерывно. Нужно, чтобы в финале получился один ролик без стыков, врезок, разрывов. Если дело дойдет до суда, видеозапись станет одним из доказательств, что именно этот товар был получен и его вы достали из упаковки.
Сроки возврата денежных средств
На возврат денег продавцу по законодательству отводится 10 дней с момента обращения потребителя. Он также должен предоставить клиенту выбор как возвращать: наличными либо на банковскую карту.
Если продавец не возвращает деньги
Как в обычном, так и в интернет-магазине, когда с продавцом договориться не получается, пишем претензию. Если на нее не ответили, необходимо обращаться с жалобой в Роспотребнадзор.
«При дистанционной покупке также возможно решить вопрос, обратившись в банк, через который производили платеж. К заявлению прикладываете чеки, фотографии товара, документ, свидетельствующий о возврате покупки, - говорит специалист. - Отправили товар по почте - приложите квитанцию, вернули в интернет-магазин самостоятельно - возьмите соответствующую расписку. Обычно банк решает этот вопрос. В результате деньги вам возвращают».
Отправляем за рубеж
В иностранные интернет-магазины покупку тоже можно вернуть. Но предварительно следует ознакомиться с действующими правилами, поскольку они могут отличаться от российских. «И жаловаться в Роспотребнадзор на иностранных продавцов не имеет смысла. Звоните в кол-центр, либо пишите в чат магазина, обращайтесь техподдержку. Кроме того, можно отправить письмо с претензиями на электронную почту. В большинстве случаев вопросы удается решить», - отмечает наш собеседник.