Тайны подземки. Жёлтая ветка метро на западе Москвы


Станция метро «Новопеределкино». Фото: stroi.mos.ru

Путешествие по веткам метро, протянувшимся по районам Западного округа, мы завершаем на Солнцевской линии – самой молодой в Москве и, пожалуй, самой долгожданной. Радиус в направлении районов Солнцево и Ново-Переделкино появился на перспективных картах метро ещё в 1970-е годы. Но запустил по нему движение мэр Москвы только 30 августа 2018 года.

Почему его долго не строили? Как объяснил Сергей Собянин, потому что Солнцевскую ветку некуда было подключать. «Кольцевая линия и так задыхалась, ещё одного радиуса она не выдержала бы. Тянуть ветку от «Юго-Западной» – значило устроить коллапс на Сокольнической линии. Только когда в 2011 году мы твёрдо решили строить БКЛ, появилось разумное решение. Начали от «Сити» двигаться в Солнцево», – рассказал мэр после открытия сразу 7 станций жёлтой ветки (рекорд подземки!) в 2018 году. Как сильно ждали эту линию в 5 районах Западного округа, говорят цифры. Почти 600 тыс. жителей, раньше немалую часть жизни проводившие в пробках, теперь экономят в пути туда-обратно около полутора часов.

«ВНУКОВО» открытие запланировано на 2023 г.

Проектное решение. Фото: stroi.mos.ru

Через 2 года впервые в истории Москвы метро придёт в аэропорт. Это уникальный проект не только для столицы, но и в мировой практике. Дизайн станции посвящён конструкторскому бюро Туполева, в честь которого назван аэропорт. Сегодня на площадке «Внуково» и промежуточной станции «Пыхтино» кипит работа. Первый в Москве дугообразный метромост через реку Ликову уже почти готов.

«НОВОПЕРЕДЕЛКИНО» 30 августа 2018 г.

Рядом знаменитые писательские дачи. Поэтому станцию украсили в стиле русских сказок: освещение в виде перьев жарптицы, травяные орнаменты и московский терем в фойе. Внешний вид панелей отсылает к древнерусским сводам.

«БОРОВСКОЕ ШОССЕ» 30 августа 2018 г.

Фото: Кирилл Журавок

Дизайн как бы передаёт дух стремительного наземного соседа – Боровского шоссе. Освещение напоминает городские фонари, потолок с насечками похож на шоссе после дождя, а декоративные светильники – на летящие с большой скоростью автомобили. Кажется, что даже шрифт названия станции на путевых стенах здесь подчинился скорости. Это одна из двух станций метро в Москве, где оно исполнено наклонным шрифтом, а не обычным (вторая – «Кантемировская»).

«СОЛНЦЕВО» 30 августа 2018 г.

Фото: Кирилл Журавок

Вестибюли выполнены в виде дачных домиков. По задумке архитекторов, это отсылка к 1930-м годам, когда Солнцево было обычным дачным посёлком. На платформе имитированы солнечные лучи, пробивающиеся с потолка. При подъёме по эскалаторам открывается оптическая иллюзия в виде восходящего солнечного диска. И даже 56 напольных тумб светятся.

«ОЗЁРНАЯ» 30 августа 2018 г.

Фото: Кирилл Журавок

Узнаваемой чертой станции стали кувшинки и блики на воде. Архитекторы вдохновились находящимися неподалёку Очаковскими прудами и Озёрной площадью.

«МИЧУРИНСКИЙ ПРОСПЕКТ» 30 августа 2018 г.

Фото: Кирилл Журавок

Первая в Москве полуподземная станция, стоящая более чем на тысяче свай. Такое архитектурное решение продиктовал перепад высот в рельефе. Благодаря этому на части станции – витражные проёмы на всю высоту стены и панорамный балкон, с которого прекрасный вид на парк и реку. В этом году здесь откроется одноимённая станция БКЛ, пешеходная галерея над Мичуринским проспектом уже готова. Ну а грани колонн и одна из путевых стен станции украшены силуэтами цветущих ветвей и плодов – и проспекту, и станции имя дал биолог Иван Владимирович Мичурин.

«РАМЕНКИ» 16 марта 2017 г.

Фото: Кирилл Журавок

Тема оформления этой станции навеяна историей района: силуэты деревьев на зелёном фоне напоминают о некогда бывших в этой местности густых дубовых рощах.

«ЛОМОНОСОВСКИЙ ПРОСПЕКТ» 16 марта 2017 г.

Фото: Кирилл Журавок

Близость к станции МГУ, носящего имя своего основателя Михаила Ломоносова, подсказывают графические элементы на синем фоне в виде пересекающихся рядов цифр, символизирующих точные науки.

«МИНСКАЯ» 16 марта 2017 г.

Фото: Кирилл Журавок

Как и на всех трёх станциях участка «Минская» – «Раменки», изображения на 35 колоннах образуют стереоэффект, складываясь в единую композицию при взгляде с конца платформы. Здесь на них – техника времён Великой Отечественной войны, поскольку рядом со станцией – Музей Победы.

«ПАРК ПОБЕДЫ»

Фото: Кирилл Журавок

В составе участка «Деловой центр» – «Парк Победы» открыта 31 января 2014 г.

ТРАДИЦИЯ: ТУНЕЛИ БУРИЛИ ЛЮБИМЫЕ

Солнцевскую ветку строили «Полина», «Ольга», «София», «Виктория», «Юлия», «Наталия», «Людмила», «Светлана», «Татьяна», «Арина», «Александра» и «Ясмина» – тоннелепроходческим комплексам московские метростроители дали имена своих любимых, реальных женщин. Этот красивый обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей проходческие щиты. Будучи то ли романтиком, то ли суеверным, он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары.

НА ГЛУБИНЕ В 30 ЭТАЖЕЙ

С началом строительства ветки с такой непростой судьбой пришлось не раз преодолевать преграды, которые также были ранее причиной того, что мечты жителей удалённых районов долго не сбывались. Вначале естественные, геологические каверзы. Метростроителям нужно было пройти от «Делового центра» до «Парка Победы» почти 2,4 км, в том числе под Москвой-рекой на глубине 90 м (высота почти 30-этажного дома!). Причём в трудных грунтах, при почти непреодолимом угле подъёма – это самый сложный участок во всей Москве. Затем возникли бюрократические препоны. В Раменках пришлось договариваться с посольствами, чтобы они дали место под строительство метро. Переписывать международные договоры – это последнее, на что соглашается МИД. Власти Москвы и метростроители справились и с тем, и с другим. На память о своём трудовом подвиге при проходке под рекой, к слову, строители и проектировщики наряду с наградами теперь хранят дорогие для них презенты – кусочки чугунного рельса, изготовленного специально для укладки в тоннеле от «Делового центра» до «Парка Победы».

КОГДА ВСТРЕТЯТСЯ РАДИУСЫ

У жёлтой ветки метро есть все шансы стать одной из самых длинных в столице. После 2023 года, когда завершатся работы на БКЛ и будут проложены основные радиусы, власти Москвы планируют решить вопрос о возможном строительстве центрального участка Калининско-Солнцевской линии – он свяжет станции «Деловой центр» и «Третьяковская». Об этом сообщил руководитель Департамента строительства Рафик Загрутдинов. На жёлтой ветке в центре могут появиться станции «Волхонка» и «Плющиха», а также ещё одна станция в Западном округе – «Дорогомиловская». «Чтобы соединить эту линию, нужно пройти очень сложный участок по Москве исторической. Мимо храма Христа Спасителя, целого ряда памятников архитектуры. Безопасно для застройки это можно сделать только на очень большой глубине», – рассказал глава Стройкомплекса.

Кстати

К многочисленным особенностям «самая-самая» жёлтой ветке власти Москвы добавили ещё одну, когда объявили международный конкурс на архитектурно-художественное решение её станций. Такого раньше не было. А облик станций «Солнцево» и «Новопеределкино» выбрали сами москвичи, проголосовав на «Активном гражданине». В итоге у каждой из станций свой характер, неповторимые черты и оригинальность дизайна, это теперь самая красивая, современная, по последнему слову техники оснащённая линия метро.

Как найти самого крупного обитателя метро?

Татьяна Сунцова, Раменки: «В вашем рассказе о путешествии по синей ветке старший научный сотрудник биологического музея Жанна Антипушина интересно рассказала о «захоронениях хищных морских животных, аммонитов» в мраморе на станции «Парк Победы». Я съездила туда, но не смогла найти их следов».

Вот так выглядит в мраморе «пришелец» из прошлого. Фото: Кирилл Журавок

Подсказываем. Посмотрите внимательно на мраморную облицовку двух колонн в конце станции, именно там вы увидите самого крупного «обитателя» московского метро – головоногого моллюска диаметром 60 см. К слову, аммониты вымерли одновременно с динозаврами, около 65 млн лет назад. По аналогии с ними вы найдёте и их «собратьев», а также белемнитов, их размер – 10–12 см. Внешне они напоминали кальмаров.

-- Михаил Савельев, Анна Шапорова