Тут помню- тут не помню. Как улучшить память ребёнка?

В первую очередь, специалистами отмечается важность соблюдения режима дня. Ребёнку необходимо высыпаться, чаще бывать на свежем воздухе, заниматься спортом. Именно недосып, долгое сидение за компьютером и прочими гаджетами, отсутствие движения- причины нарушения памяти.

Вторым пунктом нужно отметить питание- в детском меню, в большей степени, должны присутствовать овощи и фрукты, орехи, зелень, рыба, горох и фасоль, а в меньшей сладкое и солёное.

Третья составляющая- тренировка памяти. В данном вопросе мнение специалистов может отличаться. Одни считают, что хорошим методом является заучивание стихов, другие думают, что такой подход не даёт нужного эффекта. На этот счёт сейчас активно ведутся дискуссии. Кроме того, в списке значатся: игры на запоминание, запоминание определенных интересных деталей картин, путешествия и, конечно же, активное обсуждение увиденного, интересное общение.

Во время учебного процесса нужно оптимизировать уроки при помощи различных методик, рекомендованных психологами. Идеальным результатом в данном случае станет четкое усвоение материала и умение применить полученные знания на практике. Важно учесть, что для каждого человека характерен свой канал восприятия информации: зрительный (визуал), слуховой (аудиал) или тактильный (кинестик). Понимание того, какой из них является доминирующим, поможет правильно построить занятие.

Например, визуалам хорошо даются выступления, эссе, запоминание графической информации. Для продуктивной работы необходима тишина и концентрация.

Аудиалы лучше воспринимают услышанное, способны хорошо объяснять. Им удаются устные ответы, написание ответов, полученных из услышанного, пересказы, однако хуже получается выполнять тесты на время и воспринимать прочитанное.

Кинестикам наиболее подвластна информация, полученная от ощущений- запахов, вкусов, прикосновений. Хорошо получаются задания с вариантами ответа, краткие определения и заполнения. Неусидчивые. Также бывают смешанные типы восприятия.

По вопросу тренировки памяти высказались сотрудники КЦ «Внуково»:

«У актеров есть упражнения «Снежный ком» - например, один говорит своё имя (можно фрукт, животное) и дальше партнёр повторяет слово предыдущего и называет своё, третий - говорит первое, второе и своё и т. д. Многие актёры учат образно, представляют, что в стихе описано, в монологе и запоминают. Нужно больше учить стихов. Для развития памяти просят подробно описывать разные события из жизни. Есть методика размещения предметов в пространстве, которые меняют местами и необходимо их вернуть, как было. Запомнить, в чём одет партнёр и описать».

По мнению преподавателя русского языка и литературы школы №41Галины Захаровой, после окончания начальных классов в образовательном процессе должна оставаться игровая форма, пусть и в меньшей степени:

«На моих уроках есть так называемые «орфоэпические запоминалки»- маленькие стишки, в которых правильно поставлено ударение. Так ребята запоминают, как его нужно ставить».- говорит специалист.

Кроме того, дети могут сами сочинить четверостишие с каким-то определённым словом, чтобы лучше его запомнить. Также отмечены такие приёмы, как игра в ассоциации и «устный синтаксис», сочетающий в себе физкультминутку и усвоение материала (подлежащее- один хлопок в ладоши. Сказуемое- два. Обстоятельство- потопать и пр. прим. авт).

Захарова рассказала о подходе к изучению стихотворений:

«Учить стихотворения наизусть надо, но делать это осмысленно. Читая стихотворение, необходимо нарисовать в голове картину, узнать смысл всех незнакомых слов, чтобы не было зазубривания. Запоминать нужно не по строчкам, а по четверостишиям».

По её словам, выучив стихотворение, не стоит повторять его слишком часто- повторил на ночь, утром, перед уроком, затем вышел и рассказал. В подготовке к занятиям хорошо помогает составление плана текста, при этом ребёнок сам осознаёт, как ему удобней рассказывать материал.

В заключение Захарова отметила важность выбора объема для детей:

«Одни дети могут освоить «Бородино» целиком, другие- половину. Ребёнок должен чувствовать уверенность в своих силах».

Фото: pixabay.com

-- Никита Кротов